История Северного Речного Вокзала

Северный Речной вокзал — принадлежит к культурному наследию России. Сооружение самого вокзала было построено в период с 1932 по 1937, создателем проекта был известный советский архитектор Алексей Михайлович Рухлядев.

Здание строилось параллельно с возведением Северной гавани Московского порта канала Москва — Волга. Ее центровым местом с логическим значением стал Вокзал. Он был признан архитектурным наследием в 1987 году.


Проект Вокзала создавался в стиле своего времени, а именно «социалистического реализма» в искусстве и архитектуре. Ничего подобного ранее не существовало в Советском Союзе, поэтому музой архитектора Рухлядева послужил Венецианский Дворец дожей.


Главной темой в архитектурном и художественном оформлении данного здания стала подача столицы России как «порта пяти морей». Именно канал им. Москвы позволил столице в 1930 годы получить прямой выход через Волгу в другие центральные каналы, которые были созданы еще в советский период, среди них такие, как Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский и, появившийся позже, Волго-Донской. Отчалив от Северного речного вокзала, пассажиры могли посетить все 5 морей: Черное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское. Это возможно сделать и в настоящее время. 

Данное сооружение — главное строение канала им. Москвы. Сам вокзал абсолютно симметричный: все боковые части дублируют друг друга, однако одновременно и имеют свою изюминку. Само здание своими очертаниями схоже с четким и изящным силуэтом плывущих двухпалубных теплоходов.


Основная часть с центральным входом и башней — это само тело судна с каютами. Фонтаны совместно с галереей — это нос и корма судна. 

В роли палубы выступает плотная вереница колонн. А мачта, пока еще без паруса — шпиль с яркой звездой на башне. В Вокзале три этажа, однако благодаря рельефным перепадам, видны только 2 из них со стороны парка.  А к набережной, как к трапу корабля, ведет огромная, внушительная лестница. 


Создатели данного сооружения видели в нем непросто транспортный объект, но и комфортную территорию для отдыха простых жителей. На территории Вокзала функционировали игровые, салон обуви, парикмахерская, ресторан, а также само здание было окружено величественным парком с фонтанами и статуями.

В создании данного речного вокзала участвовали многие знаменитые архитекторы, художники и скульпторы того времени.

Знаменитая звезда, венчающая шпиль Северного речного вокзала, была изготовлена по эскизу лауреата 5 сталинских премий Федора Федоровского. Часто именно ее по ошибке величают звездой, снятой в 1937 с Кремлевской Спасской башни. 

Именно поэтому Северный речной вокзал был снят во многих фильмах, включая «Волгу — Волгу».

СЕВЕРНЫЙ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ